Государственный строй и политические партии Швейцарии

По конституции Швейцарская республика является конфедерацией (союзом) кантонов. Действующая в Швейцарии с отдельными изменениями конституция 1874 г. сохранила некоторые традиционные формы патриархальной швейцарской демократии и носит отпечаток существовавшей ранее политической раздробленности, хотя в сущности современная Швейцария является централизованным унитарным государством.

По своему государственному строю Швейцария несколько отличается от других европейских буржуазных республик. Президент — глава Швейцарской конфедерации — одновременно выполняет функции главы правительства. Президент избирается на один год из числа членов Федерального совета (правительства) парламентом, и права его более ограничены, чем права президента в других буржуазных республиках. Он имеет только представительские функции.

Швейцарский парламент — Федеральное собрание — состоит из двух палат: Национального совета (196 депутатов) и Совета кантонов (44 депутата). Права обеих палат формально одинаковы. Федеральное собрание ратифицирует договоры с иностранными государствами, избирает правительство (Федеральный совет), Федеральным суд, канцлера (начальника правительственной канцелярии), назначает главнокомандующего армией (во время войны). В компетенцию Федерального собрания входит также объявление войны и заключение мира.

Национальный совет избирается один раз в четыре года. Выборы, согласно конституции, прямые, равные, тайные, но не всеобщие. В Швейцарии, буржуазия которой рекламирует «демократизм» своей страны, до сих пор права голоса лишены женщины, а также лица, получающие пособие из общественных средств, лица, недавно поселившиеся в данном кантоне, и, кроме того, все те, кто имеет, с точки зрения властей, «плохую репутацию». Фактически в выборах имеет право участвовать лишь меньшая часть взрослого населения. Нарушаются и другие демократические права швейцарского народа (свобода слова, печати и т. д.).

В Совет кантонов — вторую палату — кантоны посылают по два депутата. В ряде кантонов выборы не прямые. Выборы депутатов во вторую палату происходят в различных кантонах в разное время, в некоторых ежегодно, а в других один раз в несколько лет.

Правительство Швейцарии (Федеральный совет) избирается парламентом в составе 7 членов, каждый из которых руководит одним из министерств (департаментов). Внешними сношениями занимается политический департамент, внутренними делами — департамент полиции и т. д.

Швейцарская конституция допускает возможность проведения всенародного голосования по предложениям об изменении конституции, если эти предложения поддерживаются не менее чем 50 тыс. граждан (право народной инициативы), а также голосования принятых парламентом законов, если этого требуют не менее чем 30 тыс. граждан или 8 кантонов (факультативный референдум). Всякое изменение конституции подлежит обязательному утверждению народным голосованием (обязательный референдум).

Однако правительство всегда имеет возможность уклониться от народного голосования, если голосование не желательно для правящих классов.

Результаты референдума имеют силу, если за них высказалось большинство кантонов. Таким образом, 12 наименьших по численности населения кантонов, в которых проживает четвертая часть всего населения страны, могут воспрепятствовать принятию решения народным голосованием.

В состав Швейцарской конфедерации входят 22 кантона. Из них три делятся на полукантоны. Это Базель (Базель — городи Базель — сельский), Аппенцелль (Аппенцелль — Ауссер-Роден и Аппенцелль — Иннео-Роден) и Унтервальден (Обвальден и Нидвальден). Полукантоны пользуются правами кантонов, только в Совет кантонов они посылают по одному депутату.

Деление Швейцарии на кантоны не стоит ни в какой связи с разделением страны на языковые области или на экономические районы. Оно возникло исторически. Многие кантоны имеют разнородное (по языку) население (например, население Берна, Золотурна, Валлиса и других говорит на немецком и французском языках, Граубюндена — на немецком, рето-романском и итальянском).

Каждый из кантонов имеет свою конституцию, правительство и парламент. В некоторых небольших кантонах высшую власть осуществляет общее собрание граждан (ландесгемейнде). На нем избирают представителей местной власти. Эти собрания обычно обставляются парадным бутафорским средневековым церемониалом. Однако это не имеет ничего общего с обеспечением подлинной демократичности собрания: собрания проводятся редко, обычно раз в год, специальная стража не пускает на них лиц, лишенных избирательных прав, решения принимаются при любом числе присутствующих и т. д.

Кантоны формально считаются суверенными государствами, однако сфера деятельности центрального правительства настолько расширилась, что суверенитет кантонов стал чисто формальным, юридическим понятием, и Швейцария на деле, как указано выше, давно уже превратилась в централизованное государство.

В то же Бремя живучи остатки прежней политической раздробленности; они используются реакционерами в целях противодействия сплочению прогрессивных сил.

В Швейцарии имеется несколько политических партий, наиболее важные из них следующие:

Швейцарская партия труда — авангард швейцарского рабочего класса и всех трудящихся. Она образовалась в 1944 г. путем слияния Коммунистической партии и левого крыла социалистов. Это единственная политическая партия в Швейцарии, которая защищает права швейцарского рабочего класса и всех трудящихся. Она выдвигает требования о национализации важнейших отраслей экономики, демократизации политической жизни, армии, сокращении военных расходов, увеличении ассигнований на социальные нужды и т. д. В области внешней политики она возглавляет борьбу швейцарского народа за национальную независимость против происков иностранного империализма, против попыток втянуть Швейцарию в какие бы то ни было военные блоки.

Швейцарская партия труда является глашатаем борьбы за мир и добивается развития дружественных отношений Швейцарии с Советским Союзом и странами народной демократии.

Несмотря на аресты руководящих деятелей партии труда и направленную против нее клеветническую пропаганду, влияние ее растет, особенно в крупных индустриальных центрах: Женеве, Базеле, Цюрихе. Газеты партии труда — «Форвертс» (на немецком языке), «Вуа увриер» (на французском) и «Иль лавораторе» (на итальянском).

В результате парламентских выборов в декабре 1951 г. Швейцарская партия труда получила пять мест в Национальном совете.

В ноябре 1951 г. на выборах в Большой совет (кантональный парламент) Женевы за партию труда было подано 24,5% всех голосов, и она получила 24 мандата, в то время как крупнейшая буржуазная партия «радикал-демократов» получила гораздо меньше.

Социал-демократическая партия (СДП) по всем основным вопросам поддерживает буржуазное большинство в парламенте, а также правительство и несет ответственность за реакционную внутреннюю и внешнюю политику правящих кругов Швейцарии. СДП наносит огромный вред швейцарскому рабочему движению: она проводит политику, направленную на раскол рабочего класса и на подчинение его буржуазной идеологии. Правое руководство СДП безудержно клевещет на Швейцарскую партию труда. Оно выступает в роли сторонника курса агрессивных кругов западных держав.

Влияние СДП на рабочий класс Швейцарии еще довольно значительно, но антирабочая и антинациональная политика ее правых лидеров приводит к постепенному ослаблению ее авторитета в массах. Внутри СДП все более крепнет оппозиция, настаивающая на коренном изменении внутренней и внешней политики партии и на единстве действий с партией труда. В Национальном совете СДП в итоге выборов в 1951 г. получила 49 мест, в Совете кантонов — 4 места. Ее центральный орган — газета «Фольксрехт».

Партия «радикал-демократов» является наиболее влиятельной и наиболее многочисленной из буржуазных партий. Она уже давно утратила весь свой «радикализм». Для вида эта партия выдвигает старые лозунги вроде защиты свободного предпринимательства и свободной конкуренции. На деле она выражает интересы монополистической буржуазии. В своей внешней политике «радикал-демократы» безоговорочно следуют за американо-английскими агрессивными кругами. Они проводят политику дальнейшего усиления центральной власти за счет прав кантонов. В руководящих органах партии заседают финансовые и промышленные магнаты. Ее реакционные лидеры обычно занимают руководящие посты в правительстве. Фракция этой партии — самая многочисленная в Национальном совете (51 депутат). В Совете кантонов она имеет 11 мест. Ее главный печатный орган — газета «Нейе цюрхер цейтунг» отражает точку зрения правительства.

Католическо-консервативная (или христианско-социальная) партия — партия клерикальной реакции. Ее программа имеет религиозно-католическую окраску и содержит требования о превращении Швейцарии в корпоративное (фашистское) государство, о расширении прав кантонов, об ограничении избирательных прав населения и т. д. В этой партии руководящую роль играют наиболее реакционные элементы буржуазии, чиновничества и католического духовенства. На ее политику сильное влияние оказывает Ватикан. Наибольшее количество приверженцев эта партия имеет в отсталых горных кантонах с преобладанием католического населения. Эта партия имеет сильные позиции в Совете кантонов (18 мест). В Национальном совете она имеет 48 мест.

Партия «крестьян, ремесленников и бюргеров» создала себе массовую базу главным образом среди крестьянства и городской мелкой буржуазии. Демагогически провозгласив своим лозунгом защиту интересов «средних слоев населения», она в то же время находится под решающим влиянием агентов монополистического капитала. В Национальном совете эта партия имеет 23 места, в Совете кантонов — 3 места.

Государственный строй и политические партии Швейцарии